Оценка качества системы власти
Как же мы можем определить хороша ли какая-то конкретная реализованная демократия или демократическая система в целом?
На основании чего мы делаем вывод о большей или меньшей эффективности любой системы власти?
Думаю, тут будет уместно рассмотреть два аспекта, первый из которых — эффективность (достижение определенных результатов), второй — качество руководства.
По первому аспекту показателем может быть ВВП на душу населения, или оценка международного положения и авторитета страны, или можно воспользоваться любым рейтингом стран, по уровню социального и/или экономического положения, или рейтингом в любой другой сфере, в любом другом показателе, который вы лично считаете важным.
Мне нравится предложенный ООН индекс счастья и устойчивого развития, который базируется на трех китах — социальной сфере, экономической и экологии.
Когда я составляла свой список важных сфер жизни общества (который можно посмотреть тут: Цель: Мир. Справедливый закон. Благополучие общества), то вспомнила и об экологии тоже, но лишь как о части одного из пунктов.
Ознакомившись же с индексом счастья и со стратегией устойчивого развития от ООН, я соглашаюсь с ним: экология требует к себе отдельного и пристального внимания, как от каждого человека, так и от человечества в целом.
В вопросе определения эффективности руководства статистические цифры хорошо, но важно и субъективное восприятие отдельных людей уровня своей жизни — растет он или падает, чего люди ожидают от будущего, с оптимизмом ли или со страхом смотрят в него.
Можно разработать какой-то свой способ определения результативности управления обществом. Может быть он у вас уже и есть, и может быть он даже лучше всех известных мне?
По второму аспекту, который я выше назвала качеством руководства, а по-другому можно сказать, качество функциональной системы власти, можно выделить такие требования к власти вообще, и к демократии в частности.
Власть должна:
- быть легитимной
- принимать разумные законы, которые большей частью населения исполняются добровольно, без принуждения
- оцениваться отдельными членами общества, как структура, улучшающая жизнь, а не создающая людям проблемы без осязаемых выгод
- иметь четкие каналы коммуникации с населением, чутко и своевременно реагировать на запросы и проблемы
Законность, разумность, принятие и открытость. Может быть что-то еще?
Вопрос определения качества системы власти — это важный момент. Для понимания, ради чего ломаются копья, чего собственно сейчас не хватает, что не устраивает. И для проверки на соответствие запросам граждан предлагаемой новой системы, как на этапе оценки перспективности и целесообразности внедрения, так и в процессе воплощения в жизнь.
Если смена системы на новую не даст положительных изменений, то и изменения не нужны. Если она грозит разрушить и ухудшить какие-то факторы благополучия, то нужно разрабатывать методы компенсации и охраны слабых сторон, или и вовсе отказаться от реализации, если последствия могут быть катастрофическими.
Учитывая сказанное ранее о моральном облике демократа, думаю, что все что касается социальной сферы, уровня развития общей культуры, личных свобод граждан окажется в плюсе. При контроле вопросов экологии, сосредоточении фокуса на них, эти вопросы тоже будут в плюсе. Сомнения вызывает вопрос экономики (например, возможность принятия демократическими методами жестких, непопулярных, но необходимых мер) и вопросы внешней политики и внешней безопасности, а также вопрос способности нахождения разумного баланса трех сфер.
Я верю, что сознательные и ответственные люди, которых я называю демократами, смогут принять правильное решение. Но вы понимаете, какой уровень личной организованности и ответственности требуется от участников для эффективности системы? Какая нужна система информирования и консультирования по самым различным вопросам жизни общества? Как нужны и важны мнения экспертов, доступность и понятность (доходчивость изложения) этих мнений для демократов.
И какой широкий спектр компетенций должен показать Тест…
- Какие проблемы видите вы?
- Какие аспекты я не учла и не озвучила?
- Где еще может быть слабое место демократической системы?